Тренинг 1
Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п |
Событие |
Дата |
1. |
Боярское правление |
|
2. |
Введение заповедных лет |
|
3. |
Введение урочных лет |
|
4. |
Венчание Ивана IV на царство |
|
5. |
Взятие Астрахани |
|
6. |
Взятие Казани |
|
7 1 . |
Деятельность Избранной рады |
|
8. |
Избрание царем Бориса Годунова |
|
9. |
Ливонская война |
|
10. |
Опричнина |
|
11. |
Поход Ермака, разгром Сибирского ханства |
|
12. |
Правление Елены Глинской |
|
13. |
Правление Ивана IV Грозного |
|
14. |
Принятие Судебника |
|
15. |
Созыв первого Земского собора |
|
16. |
Стоглавый собор |
|
17. |
Учреждение патриаршества |
|
18. |
Царствование Федора Ивановича |
|
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель |
Кто такой (ие)? |
Что сделал? Что с ним произошло? | ||
Елена Глинская |
|
1. 2. | ||
Сильвестр |
|
1. 2. | ||
Андрей Курбский |
|
1. 2. 3. | ||
А.Ф. Адашев |
|
1. | ||
Макарий |
|
1. | ||
Стефан Баторий |
|
1. | ||
Владимир Старицкий |
|
1. | ||
Филипп Колычев |
|
1. 2. | ||
Малюта Скуратов |
|
1. | ||
Девлет-Гирей |
|
1. 2. | ||
А. Чохов |
|
1. | ||
И. Федоров |
|
1. | ||
Барма и Постник |
|
1. | ||
Дионисий |
|
1. | ||
Федор Конь |
|
1. | ||
Федор Иоаннович |
|
1. | ||
Борис Годунов |
|
1. 2. | ||
Царевич Дмитрий |
|
1. | ||
Иов |
|
1 | ||
3. Работа со схемами
1. Заполните родословную таблицу.
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в. |
4. Работа с картой
Найдите на карте:
территорию Российского государства к середине
XVI в.;
Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское
ханства;
земли, выделенные в опричнину, Александрову
слободу;
район Ливонской войны;
Речь Посполитую;
города Ригу, Ревель (Таллинн), Юрьев (Тарту), Полоцк,
Нарву.
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Избранная рада
-______________________________________________________________________
Стоглавый собор
-_____________________________________________________________________
Приказ -
_____________________________________________________________________________
Губной староста -
_____________________________________________________________________
Служилые люди «по отечеству» и «по прибору» -
__________________________________________
Опричнина и земщина
-________________________________________________________________
Заповедные лета
-_____________________________________________________________________
Патриарх
-___________________________________________________________________________
Урочные лета
-_______________________________________________________________________
10. Крепостное право -__________________________________________________________________
6. Работа с источниками
О каких правителях идет речь в отрывках?
A. «Царь же ... благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошед; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяще. Едино же имея неисправление и от Бога отлучение: ко врачем сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят».
Б. «Царь ... образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп... На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени. Тот же царь... многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше».________
B. «Царь же ... образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако Пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».__________________________
7. Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явление вы знаете?
«[Она] была создана Иваном Грозным в припадке
сумасшествия... Задачей было «изводить государеву измену»... Главным содержанием
стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради
убийств».