Тренинг 1

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Боярское правление

2.

Введение заповедных лет

3.

Введение урочных лет

4.

Венчание Ивана IV на царство

5.

Взятие Астрахани

6.

Взятие Казани

7 1 .

Деятельность Избранной рады

8.

Избрание царем Бориса Годунова

9.

Ливонская война

10.

Опричнина

11.

Поход Ермака, разгром Сибирского ханства

12.

Правление Елены Глинской

13.

Правление Ивана IV Грозного

14.

Принятие Судебника

15.

Созыв первого Земского собора

16.

Стоглавый собор

17.

Учреждение патриаршества

18.

Царствование Федора Ивановича

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

   

Исторический деятель

Кто такой (ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Елена Глинская

1.

2.

Сильвестр

1.

2.

Андрей Курбский

1.

2.

3.

А.Ф. Адашев

1.

Макарий

1.

Стефан Баторий

1.

Владимир Старицкий

1.

Филипп Колычев

1. 2.

Малюта Скуратов

1.

Девлет-Гирей

1. 2.

А. Чохов

1.

И. Федоров

1.

Барма и Постник

1.

Дионисий

1.

Федор Конь

1.

Федор Иоаннович

1.

Борис Годунов

1.

2.

Царевич Дмитрий

1.

Иов

1

3. Работа со схемами

1. Заполните родословную таблицу.

1122.jpg 1112.jpg

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.

4.  Работа с картой

Найдите на карте:

территорию Российского государства к середине XVI в.;

Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства;

земли, выделенные в опричнину, Александрову слободу;

район Ливонской войны;

Речь Посполитую;

города Ригу, Ревель (Таллинн), Юрьев (Тарту), Полоцк, Нарву.

5.  Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Избранная рада -______________________________________________________________________

Стоглавый собор -_____________________________________________________________________

Приказ - _____________________________________________________________________________

Губной староста - _____________________________________________________________________

Служилые люди «по отечеству» и «по прибору» - __________________________________________

Опричнина и земщина -________________________________________________________________

Заповедные лета -_____________________________________________________________________

Патриарх -___________________________________________________________________________

Урочные лета -_______________________________________________________________________

10.  Крепостное право -__________________________________________________________________

6.  Работа с источниками

О каких правителях идет речь в отрывках?

A.   «Царь же ... благолепием цветуще и образом своим множество людей превзошед; муж зело чюден в разсуждении ума доволен и сладкоречив велми, благоверен и нищелюбив и строителен зело, о державе своей многое попечение имея и многое дивное о себе творяще. Едино же имея неисправление и от Бога отлучение: ко врачем сердечное прилежание и ко властолюбию несытное желание; и на прежебывших ему царей ко убиению имея дерзновение, от сего же и возмездие восприят».

Б. «Царь ... образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп... На рабы от Бога данные ему жестосерд велми, на пролитие крови и на убиение дерзостен велми и неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многие грады своя поплени. Тот же царь... многая и благая сотвори, воинство велми любляще и требующая ими от сокровищ свое неоскудно подаваше».________

B.  «Царь же ... образ посничества нося, смирением обложен, и о душевней вещи попечение имея, на молитве всегда предстоя и нищим, требующая подая; о мирских же ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении. От младенства даже и до конца своего тако Пребысть, за сие же спасение дело Бог царство его миром огради, и враги его умири, и время благотишно попаде».__________________________

7.  Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О каком явлении идет речь? Какие еще точки зрения на это явление вы знаете?

«[Она] была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия... Задачей было «изводить государеву измену»... Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств».