Тренинг 2

Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Восстание И. Болотникова

2.

Вторжение Лжедмитрия I в Россию

3.

Вторжение Лжедмитрия II в Россию

4.

Второе ополчение

5.

Избрание Михаила Романова на царство

6.

Неурожай и голод

7.

Первое ополчение

8.

Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска

9.

Поход Владислава и Деулинское перемирие

10.

Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол

11.

Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского

12.

Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I

13.

Столбовской мир

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал в 1601-1618 гг.? Что с ним произошло?

1. Борис Годунов

1.

2.

2. Лжедмитрий I

1.

2.

3. Василий Шуйский

1.

2.

4. Иван Болотников

1.

5. Прокопий Ляпунов

1.

2.

6. Лжедмитрий II

1.

7. Сигизмунд III

1.

2.

8. Владислав

1.

2.

9. М.В. Скопин-Шуйский

1.2.

10. Марина Мнишек

1.2. 3.

11. Гермоген

1.

12. Козьма Минин

1.

2.

13. Дмитрий Пожарский

1.

14. Михаил Романов

1.

3. Работа со схемой

Заполните схему.

1121.jpg

4.  Работа с картой

Найдите на карте:

маршруты походов на Москву Лжедмитрия I, И. Болотникова, Лжедмитрия II, М.В. Скопин-Шуйского, польских интервентов, Первого ополчения, Второго ополчения;

территориальные потери России по Столбовскому миру и Деулинскому перемирию;

города Смоленск и Нижний Новгород; Троице-Сергиев монастырь.

5.  Работа с понятиями

Дайте определение понятия, выделите три признака явления.

Смутное время – период ______________________, имевший следующие особенности:

1)________________________________________________________________;

2)________________________________________________________________;

3)________________________________________________________________.

6.  Работа с источниками

Определите, о ком идет речь в отрывках, расставьте их в хронологической последовательности.

А. «Рострига же той приде во царствующий град, и стретоша его всю людие от мала до велика и пречестными и чюдотворными иконами и со многими дражайшими дары; и радостны быть вси людие, мняху его суща царевича... И седе Рострига на царствующем граде и возложи на ся царский венец».

Б. «Ив могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву».

В. «Сей злохищный львичище сольсти короля ляхского и литовского, и учини заговор с некоими паны, давными Русской земле и православной нашей христианской вере лиходеи, пришел в наши украинские грады с войски великими, хотя похитити царство Московское и православную христианскую веру истребити, а ввести проклятую латинскю папеж-скую веру».

Г. «Боляре же и началницы Московского царства, вкупе же и весь народ, обещание даша царице: да служат ей и сыну ея и возведут его на царский престол вместо отца его; и тако утвердиша быти и разыдошася в домы своя. Царь же погребен бысть честно в пречест-нем храме архистратига Михаила с прочими первоначальствующими цари и князи».

Д. «В то же время, егда стояху людие царевы под Кромами, случися царю в царствующем граде сидети за столом в царском своем доме, обеднее кушание творяще по обычею царскому; и по отшествии стола того... внезапу случися ему смерть и пад... И слышенна бысть смерть царева воеводам и начал никои и всему воинству, которые пребывают во обступлении града Кром и в защишении от врага царева Ростриги, и начаша воинский людие умы своими колебатися ».

Е. «В субботу рано утром открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы умертвить _____________. Немецкая гвардия, стоявшая при воротах в числе 30 человек, была прогнана; после того бояре разломали двери в покоях великокняжеских и ворвались в них... Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?»

7. Работа с суждением историка

Прочтите отрывок из работы историка С.Ф. Платонова. О каком явлении идет речь? Какие точки зрения на причины этого явления вы знаете?

«Началась она явлением случайным - прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий об ее происхождении и причинах».