Тренинг 3
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п |
Событие |
Дата |
1. |
Андрусовское перемирие |
|
2. |
Восстание под руководством Б. Хмельницкого |
|
3. |
Крестьянская война под руководством Степана Разина |
|
4. |
Крымские походы |
|
5. |
Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам |
|
6. |
Медный бунт |
|
7. |
Начало самостоятельного правления Петра I |
|
8. |
Нерчинский мир |
|
9. |
Переяславская рада |
|
10. |
Последний Земский собор |
|
11. |
Принятие Соборного уложения |
|
12. |
Регентство царевны Софьи |
|
13. |
Смоленская война |
|
14. |
Соляной бунт |
|
15. |
Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи |
|
16. |
Царствование Алексея Михайловича |
|
17. |
Царствование Михаила Романова |
|
18. |
Царствование Федора Алексеевича |
|
19. |
Церковная реформа Никона |
|
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, I которые надо знать.)
Исторический деятель |
Кто такой(ие)? |
Что сделал? Что с ним произошло? |
Аввакум |
|
1. 2. |
В.В. Голицын |
|
1. |
С. Дежнев |
|
1. |
Никон |
|
1. 2. 3. |
В. Поярков |
|
1. |
Степан Разин |
|
1. 2. 3. |
С. Ушаков |
|
1. |
Филарет |
|
1. |
Е. Хабаров |
|
1. |
Богдан Хмельницкий |
|
1. 2. |
3. Работа со схемами
1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы».
2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVII в. |
4. Работа с картой
Найдите на карте:
походы Степана Разина;
Соловецкий монастырь;
места важнейших сражений украинских повстанцев с
польскими войсками;
территории, отошедшие к России по Андрусовскому
перемирию;
маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е.
Хабарова;
города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов,
Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
Мануфактура
-_______________________________________________________________________:
Ярмарка
-____________________________________________________________________________
Протекционизм
-______________________________________________________________________
Белые слободы -
______________________________________________________________________
Сословно-представительная монархия -
__________________________________________________
Абсолютная монархия -
_______________________________________________________________
Старообрядчество -
___________________________________________________________________
Обмирщение культуры -
_______________________________________________________________
Нарышкинское барокко -
______________________________________________________________
10. Парсуна - __________________________________________________________________________
6. Работа с источниками
О деятельности каких органов государственной власти и должностных лиц рассказывается в отрывках из документов?
A. «Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь».
Б. «В нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские... И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя».
B. «Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем случится мыслить, мыслят с царем».
Г. «В нем сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают... Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится».
Д. «Князь Иван Семёнович Прозоровский с товарищи и
всякие начальные люди... сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые
ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с
астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали
приступом».
7. Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?
«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда - или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия... Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть... Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие... В Москве появились первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль - «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»... Москва первых Романовых росла поразительными темпами».