Тренинг 3

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Андрусовское перемирие

2.

Восстание под руководством Б. Хмельницкого

3.

Крестьянская война под руководством Степана Разина

4.

Крымские походы

5.

Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам

6.

Медный бунт

7.

Начало самостоятельного правления Петра I

8.

Нерчинский мир

9.

Переяславская рада

10.

Последний Земский собор

11.

Принятие Соборного уложения

12.

Регентство царевны Софьи

13.

Смоленская война

14.

Соляной бунт

15.

Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи

16.

Царствование Алексея Михайловича

17.

Царствование Михаила Романова

18.

Царствование Федора Алексеевича

19.

Церковная реформа Никона

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу.    правом столбце указано минимальное количество фактов, I которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Аввакум

1.

2.

В.В. Голицын

1.

С. Дежнев

1.

Никон

1.

2.

3.

В. Поярков

1.

Степан Разин

1.

2.

3.

С. Ушаков

1.

Филарет

1.

Е. Хабаров

1.

Богдан Хмельницкий

1.

2.

3. Работа со схемами

1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы».

1123.jpg

1114.jpg

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVII в.

4.  Работа с картой

Найдите на карте:

походы Степана Разина;

Соловецкий монастырь;

места важнейших сражений украинских повстанцев с польскими войсками;

территории, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию;

маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова;

города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов, Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.

5.  Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Мануфактура -_______________________________________________________________________:

Ярмарка -____________________________________________________________________________

Протекционизм -______________________________________________________________________

Белые слободы - ______________________________________________________________________

Сословно-представительная монархия - __________________________________________________

Абсолютная монархия - _______________________________________________________________

Старообрядчество - ___________________________________________________________________

Обмирщение культуры - _______________________________________________________________

Нарышкинское барокко - ______________________________________________________________

10.  Парсуна - __________________________________________________________________________

6. Работа с источниками

О деятельности каких органов государственной власти и должностных лиц рассказывается в отрывках из документов?

A.  «Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь».

Б. «В нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские... И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя».

B.   «Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чем случится мыслить, мыслят с царем».

Г. «В нем сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают... Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится».

Д. «Князь Иван Семёнович Прозоровский с товарищи и всякие начальные люди... сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали приступом».

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?

«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда - или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия... Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть... Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие... В Москве появились первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль - «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»... Москва первых Романовых росла поразительными темпами».