Тренинг 4

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

 

№ п/п

Событие

Дата

1.

Введение всеобщей воинской повинности

2.

Вторая «Земля и воля»

3.

Городская реформа

4.

Денонсация Россией Парижского мира

5.

Заявление Александра II о необходимости отменить крепостное право «сверху»

6.

Земская реформа

7.

Начало правления Александра II

8.

Парижский мир

9.

Пекинский и Айгунский договоры с Китаем

10.

Первая «Земля и воля»

11.

Подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян (точная дата)

12.

Покушение Д.В. Каракозова на Александра II

13.

Польское восстание

14.

Продажа Аляски

 

15.

Раскол второй «Земли и воли»

 

16.

Русско-турецкая война

 

17.

Сан-Стефанский мир и Берлинский трактат

 

18.

Судебная реформа

 

19.

Убийство Александра II

 

20.

«Хождение в народ»

 

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой (ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

A.M. Горчаков

1.

В.И. Засулич

1.

Г.В. Плеханов

1.

Д.А. Милютин

1.

Д.В. Каракозов

1.

Кавелин, Чичерин, Петрункевич

М.А. Бакунин

1.

М.Д. Скобелев

1.

М.Т. Лорис-Меликов

1.

Михайлов, Желябов, Перовская

1.

Осман-паша

Отто Бисмарк

П.Л. Лавров

1.

П.Н. Ткачев

1.

Рысаков, Гриневицкий

1.

С.Г. Нечаев

1.

Чернышевский, Добролю­бов, Некрасов, Писарев

3. Работа со схемами

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство помещики крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

 

2. Заполните схему «Народничество».

   1111.jpg

4.   Работа с картой

Найдите на карте:

территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса;

Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию;

Шипкинский перевал, Плевну, Сан-Стефано, Адрианополь, Батум;

территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850- 1870-е гг.;

территориальные приобретения России в Средней Азии;

города КоканД, Бухару, Хиву, Ташкент.

5.   Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Уставные грамоты — __________________________________________________________

Мировые посредники — ________________________________________________________

Отрезки — ______________________________________________ ._____________________

Временнообязанные —_________________________________________________________

Земские собрания —____________________________________________________________

Земские управы —__________________ __________________________________________

Земские гласные — ____________________________________________________________

Курии —________ _____________________________________________________________

Присяжные заседатели—________________________________________________________

Присяжные поверенные —_____________________________________________________

Вердикт — __________________________________________________________________

Прокурор — _________________________________________________________________

Мировой суд —______________________________________________________________

Реальное училище —__________________________________________________________

Либерализм —_______________________________________________________________

Народничество —____________________________________________________________

6.   Работа с источниками

К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

«Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли... Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример».

«Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись».

>«Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством».

Русский мужик — «бунтарь по природе». _________________________

«Наша общественная форма обязана своим существованием государству... висящему, так сказать, в воздухе».____________________________________

7.   Работа с суждением историка

Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?

«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.

В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность... Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» — его главное опасение ».

Культура. При Александре III политика контрреформ ярко проявилась в сфере образования. Новый университетский устав ограничил автономию университетов (28), так называемый «циркуляр о кухаркиных детях» фактически запретил принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты (29). В сфере печати, ужесточилась цензура, был закрыт последний демократический журнал «Отечественные записки», редактировавшийся М.Е. Салтыковым-Щедриным (30).

В сфере художественной культуры в целом господствовал критический реализм, но в конце столетия появилось новое направление, характеризуемое обобщёнными терминами модернизм, декадентство, авангард. Для него свойственно подчеркивание одиночества человека и абсурдности окружающего мира (31). В архитектуре преобладал русско-византийский стиль (Исторический музей и пр.) (32)