Тренинг 5
Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п |
Событие |
Дата |
1. |
I съезд
РСДРП |
|
2. |
Введение должности земских
начальников |
|
3. |
Гаагская конференция |
|
4. |
Заключение русско-французского
союза |
|
5. |
Морозовская стачка |
|
6. |
Мощный промышленный подъем в России («виттевская
индустриализация») |
|
7. |
Начало царствования Николая II |
|
8. |
Образование петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса» |
|
9. |
Финансовая реформа |
|
10. |
«Ходынка» |
|
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное
количество фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель |
Кто такой
(ие)? |
Что сделал? Что с ним
призошло? |
| |
Антокольский, Опекушкин |
|
|
| |
Балакирев, Мусоргский, Бородин,
Римский-Корсаков |
|
|
| |
Даль, Буслаев, Афанасьев |
|
| ||
В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О.
Мартов |
|
1. 2. | ||
Д.И. Менделеев |
|
1. | ||
Ермолова, Комиссаржевская,
Ленский |
|
| ||
Зинин, Бутлеров |
|
| ||
К.П. Победоносцев |
|
1. | ||
Кускова, Прокопович |
|
| ||
Моисеенко, Волков |
|
| ||
Н.К. Михайловский |
|
| ||
П.И. Чайковский |
|
| ||
Перов, Репин, Крамской,
Суриков |
|
| ||
Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч,
Аксельрод |
|
1. | ||
Пржевальский,
Миклухо-Маклай |
|
| ||
СМ. Соловьев, В.О.
Ключевский |
|
| ||
СЮ. Витте |
|
1. 2. 3. 4. | ||
Сеченов, Мечников,
Тимирязев |
|
| ||
Струве, Бердяев, Булгаков,
Туган-Барановский |
|
| ||
Третьяков, Бахрушин |
|
| ||
Федосеев, Бруснев,
Благоев |
|
| ||
Шервуд, Тон |
|
| ||
Яблочков, Лодыгин |
|
| ||
3. Работа со схемами
Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике
государство — крестьянские хозяйства
— промышленность, сложившиеся к концу XIX
в.
4. Работа с картой
Найдите на карте:
районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный,
Бакинский;
город Орехово-Зуево.
5. Работа с
понятиями
Дайте определение понятий.
Контрреформы
—______________________________________________________________
«Циркуляр о кухаркиных детях»
—________________________________________________
Отработочная система
—________________________________________________________
Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве
— ________________________
Американский путь развития капитализма в сельском
хозяйстве — ____________________
Кулачество
—_________________________________________________________________
Разложение (расслоение) крестьянства —
_________________________________________
Кустарные промыслы
—_______________________________________________________
«Тройственный союз»
—________________________________________________________
10. Винная монополия
—_________________________________________________________
Марксизм
—_________________________________________________________________
«Легальный марксизм»
—______________________________________________________
«Экономизм»
—____________________________________________________________ ___
Русификация — ___________ ___________________________________________________
6. Работа с
источниками
Определите, о каких странах идет речь в отрывках из
дипломатических документов.
1. «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают
друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство,
направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену
мнениями по политическим и экономическим вопросам общего характера, которые
могли бы возникнуть, и они, кроме того, обещают взаимную поддержку друг другу в
границах своих собственных интересов.
Ст. 2. В случае, если Италия, без прямого вызова с ее
стороны, подверглась бы нападению 1— по
какому бы то ни было поводу, обе другие дог. стороны обязаны подать атакованной
стороне помощь и содействие всеми своими силами.
Такая же обязанность ляжет на Италию в случае не
вызванного прямо нападения
1—__________________________ на
2—____________________________
(Из союзного договора
2. «Если
1—_________________ подвергнется нападению со стороны
2—______________, или Италии, поддержанной 2—___________________, 3—
употребит все войска, какими она может располагать для нападения на
2—__________.
Если 3—______________ подвергнется нападению 2—_____________ или Австрии, поддержанной
2—________________, 1—________________________
употребит все войска, какими может располагать для нападения на
2—_____________________________ ».
(Из проекта военной конвенции
7. Работа с суждением
историка
Проанализируйте приведенное ниже высказывание историка
В.Т. Чернухи об Александре III. Что
общего отмечает автор в мировоззрении Николая I и
Александра III?
Согласны ли вы с оценкой веры Александра III в
необходимость сохранения самодержавия как «слепой»? Почему?
«Подобная картина наблюдалась и при Николае I, на
которого Александр III
был очень похож при всем внешнем различии.
У них была общая психология — хозяина большого поместья, единолично за все
отвечающего... Если задаться вопросом, какие личные убеждения более всего
сказались на политике Александра III, то на первое
место придется поставить слепую веру в необходимость сохранения самодержавия.
Власть воспринималась им как собственность, а люди, разговаривающие о
народовластии, как воры... Чего стоит его заявление: "Конституция? Чтоб русский
царь присягал каким-то скотам?"»