Тренинг 5

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

1.

I съезд РСДРП

2.

Введение должности земских начальников

3.

Гаагская конференция

4.

Заключение русско-французского союза

5.

Морозовская стачка

6.

Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация»)

7.

Начало царствования Николая II

8.

Образование петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

9.

Финансовая реформа

10.

«Ходынка»

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой (ие)?

Что сделал? Что с ним призошло?

 

Антокольский, Опекушкин

 

Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков

 

Даль, Буслаев, Афанасьев

В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов

1. 2.

Д.И. Менделеев

1.

Ермолова, Комиссаржевская, Ленский

Зинин, Бутлеров

К.П. Победоносцев

1.

Кускова, Прокопович

Моисеенко, Волков

Н.К. Михайловский

П.И. Чайковский

Перов, Репин, Крамской, Суриков

Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод

1.

Пржевальский, Миклухо-Маклай

СМ. Соловьев, В.О. Ключевский

СЮ. Витте

1. 2. 3. 4.

Сеченов, Мечников, Тимирязев

Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский

Третьяков, Бахрушин

Федосеев, Бруснев, Благоев

Шервуд, Тон

Яблочков, Лодыгин

3. Работа со схемами

Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство крестьянские хозяйства промышленность, сложившиеся к концу XIX в.

1117.jpg

4.  Работа с картой

Найдите на карте:

районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный, Бакинский;

город Орехово-Зуево.

5.   Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

Контрреформы —______________________________________________________________

«Циркуляр о кухаркиных детях» —________________________________________________

Отработочная система —________________________________________________________

Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве — ________________________

Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве — ____________________

Кулачество —_________________________________________________________________

Разложение (расслоение) крестьянства — _________________________________________

Кустарные промыслы —_______________________________________________________

«Тройственный союз» —________________________________________________________

10.  Винная монополия —_________________________________________________________

Марксизм —_________________________________________________________________

«Легальный марксизм» —______________________________________________________

«Экономизм» —____________________________________________________________ ___

Русификация — ___________ ___________________________________________________

6.   Работа с источниками

Определите, о каких странах идет речь в отрывках из дипломатических документов.

1.  «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену мнениями по политическим и экономическим вопросам общего характера, которые могли бы возникнуть, и они, кроме того, обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.

Ст. 2. В случае, если Италия, без прямого вызова с ее стороны, подверглась бы нападению 1—     по какому бы то ни было поводу, обе другие дог. стороны обязаны подать атакованной стороне помощь и содействие всеми своими силами.

Такая же обязанность ляжет на Италию в случае не вызванного прямо нападения

1—__________________________ на 2—____________________________

(Из союзного договора 1882 г.)

2.     «Если 1—_________________ подвергнется нападению со стороны 2—______________, или Италии, поддержанной 2—___________________, 3— употребит все войска, какими она может располагать для нападения на 2—__________.

Если 3—______________ подвергнется нападению 2—_____________ или Австрии, поддержанной 2—________________, 1—________________________ употребит все войска, какими может располагать для нападения на 2—_____________________________ ».

(Из проекта военной конвенции 1892 г.)

7.   Работа с суждением историка

Проанализируйте приведенное ниже высказывание историка В.Т. Чернухи об Александре III. Что общего отмечает автор в мировоззрении Николая I и Александра III? Согласны ли вы с оценкой веры Александра III в необходимость сохранения самодержавия как «слепой»? Почему?

«Подобная картина наблюдалась и при Николае I, на которого Александр III был очень похож при всем внешнем различии. У них была общая психология — хозяина большого поместья, единолично за все отвечающего... Если задаться вопросом, какие личные убеждения более всего сказались на политике Александра III, то на первое место придется поставить слепую веру в необходимость сохранения самодержавия. Власть воспринималась им как собственность, а люди, разговаривающие о народовластии, как воры... Чего стоит его заявление: "Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?"»