Тренинг 10

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Битва на реке Калке

2.

Взятие Киева войсками Андрея Боголюбского

3.

Восстания против ордынцев во Владимире и других городах

4.

Ледовое побоище

5.

Невская битва

6.

Объединение монголов под властью Чингисхана

7.

Организация ордынцами переписи

8.

Основание Золотой Орды, получение князем Ярославом первого ярлыка на великое княжение

9.

Первое летописное упоминание о Москве

10.

Поход Игоря Святославича против половцев

11.

Поход монголов в Северо-Восточную Русь

12.

Поход монголов в Южную Русь и Центральную Европу

13.

Установление республики в Новгороде

  

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

 

«Три Мстислава»

1.

 

Александр Невский

1. 2. 3.

 

Андрей Боголюбский

1. 2. 3.

 

Батый

1. 2.

 

Всеволод III Большое Гнездо

1.

 

Даниил Романович

1.

2. 3.

Игорь Святославич

1.2.

Роман Волынский

1.

Чингисхан

1. 2.

Юрий Всеволодович

1.

Юрий Долгорукий

1.

2. 3.

4.

Ярослав Всеволодович

1.

Ярослав Осмомысл

1.

  

3.         Работа с картой

Найдите на карте:

1)         битву под Коломной, Ледовое побоище, Невскую битву, сражение на реке Калке, сражение на реке Сить;

2)         города Владимир, Галич, Новгород, Сарай-Бату.


4.         Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1.         Баскак - _____________________________________________________________________

2.         «Выход» - ___________________________________________________________________

3.         Орден - _______________________________________________________________________

4.         Посадник - ___________________________________________________________________

5.         Тысяцкий - ___________________________________________________________________

6.         Численник - ___________________________________________________________________

7.         Ярлык - _______________________________________________________________________

5. Работа со схемами

1. Заполните родословную таблицу (укажите наиболее видных князей Северо-Восточной Руси - потомков Владимира Мономаха, занимавших Владимирский великокняжеский престол).

1124.jpg

2. Заполните схему «Управление Новгородской республикой».

1125.jpg

6. Работа с источниками

Каким князьям посвящены строки из «Слова о полку Игореве»? Свое мнение обоснуйте, заполните таблицу.

1.         «Высоко ты сидишь на своем златокованом престоле, подперев железными полками горы Венгерские, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота...»

2.         «Великий князь..! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол по блюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногате, а раб по резане».

3.         «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование. "Хочу, сказал, копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона"».

4.         «Минули годы Ярославовы, были и войны... Тот ведь [князь] мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда, при ... Гориславиче засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Дажьбожьего внука, в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили».


№ отрывка

Князь

Почему так решили?

1.

.

2.

3.

4.

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка Л.Н. Гумилева. О ком идет речь? Какой выбор был сделан героем отрывка? Какие еще есть мнения по поводу этого выбора?

«[Князю] предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с представителями которого князь был хорошо знаком... Нужно отдать должное [князю]: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины».